К основному контенту

АНАТОМИЯ ФАШИЗМА

АНАТОМИЯ ФАШИЗМА

(копипаст отсюда:  https://bugakovasblogas.wordpress.com/2012/05/09/анатомия-фашизма/)
Фашизм – это не только война, Холокост и газовые камеры. Не везде и не всегда «фашистское дело» доходит до таких ужасов. Хотя почти всегда оно движется в этом направлении.  Выбор именно такого направления диктуется самой фашистской идеологией. Но, тем не менее, такие формы фашизма, какие  сложились в своё время в Италии или Германии и которые возникли под воздействием определённых исторических условий, едва ли могут сегодня повториться.
Фашизм может иметь угрожающее, звериное, людоедское обличье. Однако вместе с тем он может быть и рафинированным, интеллигентским, эстетичным. Он может быть даже модным.
В межвоенной Европе фашистские и профашистские режимы существовали в 21 государстве. Во всех европейских странах функционировали мощные фашистские организации. В их деятельности  участвовали не какие то «маргиналы», а политическая и интеллектуальная элита того времени. В моде  был респектабельный, салонный  фашизм, который активно проявлял себя в парламентах, в элитных клубах, на разного рода международных  «тусовках» сильных мира сего.
Фашизм – это не только политика и идеология, но также философия и психология. Сила и влияние доктрины фашизма заключается в том, что он сумел в «одном флаконе» поместить эклектическую смесь из различных идей и, прежде всего, из двух, которые марксизм принципиально разграничивает – социализма и национализма.
Именно в этом пункте и появляются главные сложности в попытках анатомизировать фашизм. Дело в том, что в этом мире всё взаимосвязано. Схожие по форме вещи и явления часто весьма различны по содержанию. И наоборот, одно и то же содержание нередко оформлено совершенно по-разному. Это характерно для мира природы и мира культуры. Это свойственно и миру идеологий. Основные идеологии современности (либерализм, консерватизм, коммунизм, социализм, фашизм, анархизм и др.) имеет свои сходные и  отличительные черты. Причём их похожесть чаще всего имеет поверхностный характер, а различия – глубинный и существенный. Проблемы как раз тогда и начинаются, когда пытаются спекулировать лежащей на поверхности похожестью и игнорируют существенные различия.
Свой анализ анатомии фашизма начну с того, что сущность любого рассматриваемого с точки зрения научной методологии явления должна быть «схвачена» в его понятийном определении. Сегодня по известным историческим причинам в определении фашизма в массовом общественном сознании доминирует либеральное его понятие. Либеральный подход акцентирует тоталитаристский характер идеологии фашизма и  неприятие этой идеологией свободного рынка, требование его государственного регулирования.
Однако существует и «хорошо забытое» марксистское определение фашизма как открытой диктатуры реакционейших слоёв крупного финансового капитала. Нетрудно заметить, что в либеральном определении фашизма акцентируется формальная сторона данного явления (политический тоталитаризм), а в марксистском – и формальная,  и содержательная в их диалектическом единстве (диктатура финансового капитала).
Таким образом, исходя лишь из либерального понятия фашистской идеологии, можно констатировать, что по своей форме фашизм имеет сходные черты с начальной « сталинистской» стадией реального социализма (тоталитарный политический режим) и с идеологией социал-демократии (государственное регулирование рынка). В связи с этим, наверное, уместно напомнить, что и христианская идеология так же реализовывалась на практике нередко тоталитарными методами и средствами и с помощью государства.
По своему же социальному содержанию (представительство определённых слоёв крупного финансового капитала) в фашизме можно обнаружить сходные черты с  либерализмом, консерватизмом и опять же социал-демократизмом, как идеологическими выражениями одной и той же социально-экономической формации – капитализма. В данном  контексте, фашизм – это продолжение капитализма, дальнейшее его совершенствование до его окончательной сущностно – идеальной формы. Только это «совершенствование » капитализма  происходят не «налево», как этого желали бы социал-демократы, а «направо».
В этом смысле даже «ранний тоталитарный» социализм (который в силу различных исторических причин другим быть и не мог) по своему социальному содержанию радикально отличается от фашизма.
Здесь ещё важно отметить и следующее обстоятельство.Тоталитарную форму приобретает именно ранняя, начальная стадия социализма, который рождается из абсолютного антидиалектического отрицания частной собственности.  Такую возможность предвидел ещё К. Маркс, называя   такой вариант развития событий «деспотическим коммунизмом». В дальнейшем социализм может реализовываться и в демократических формах.
В то же время, фашизм – это чаще всего поздняя   фаза развития капитализма, логическое его завершение, его главный «резерв». Это инструмент спасения самого содержания капитализма – извлечения максимальной прибавочной стоимости  (если вдруг в этом плане возникают какие-либо угрозы) –  путём принесения в жертву формальной буржуазной демократии. Известный немецкий политолог и социолог Макс Хоркхаймер достаточно точно заметил по этому поводу «Фашизм – это буржуазный демократический строй, который отказался от своих демократических побрякушек».
В свете всего вышесказанного теперь можно попытаться выявить основные отличительные черты идеологии фашизма по разным сферам общественной жизни и сравнить их с идейными основами научного (марксистского) социализма.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Фашизм декларирует господствующее положение государства по отношению к человеку и обществу и не признаёт никакого общественного самоуправления. В марксистской же идеологии государство – это исторически преходящий  и классовый инструмент регулирования общественных и межгрупповых отношений, который в дальнейшем должен в политическом плане раствориться в общественных самоуправленческих формах. Социализм, как впрочем, и анархизм, в этом вопросе выступают за свободную ассоциацию самоуправленческих коммун.
ЭКОНОМИКА. Фашизм опирается на частную и государственную собственность. Как известно Гитлера к власти в Германии привёл крупный национальный и международный финансовый капитал. Основа социализма – общественная собственность. Огосударствление частной собственности, согласно марксистской теории, – это только первый шаг на пути к реальному обобществлению. Обобществление и огосударствление – это хотя и взаимосвязанные и взаимообусловленные, но разнопорядковые явления. Именно по вопросу отношения к частной собственности фашизм, с одной стороны, и социализм/коммунизм, с другой,  отличаются друг от друга фундаментально. В капиталистическом обществе частная собственность священна и неприкосновенна. Эта «святость» частной собственности зафиксирована в Конституциях буржуазных государств. В то время как ещё в «Манифесте Коммунистической партии» сказано: «Программу Коммунистической партии можно по сути дела свести к одному положению: отрицание частной собственности». Поэтому  в  капиталистическом обществе буржуазные власти всегда более толерантно относятся к фашистам, нежели к коммунистам. Хотя время от времени  (как это уже в истории случалось) вскормленный капитализмом цепной пёс фашизма может с этой цепи сорваться и покусать  своих хозяев.
ПОЛИТИКА. Основа социалистической политики – социальная справедливость и социальное равенство. Государство и общество должны создавать условия для раскрытия каждым человеком своих способностей независимо от социального происхождения и социальных условий. Идеал Маркса в этой сфере и основной принцип его коммунизма – свободное развития каждого есть условие свободного развития всех. Между прочим, наверное, самый либеральный лозунг за всю историю человечества, до которого нашим сегодняшним «профессиональным» либералам весьма далеко. Путь к такому обществу лежит через социально-классовую борьбу, которая должна привести к устранению существующего социального неравенства.
Фашизм – это идеология социальной несправедливости и неравенства. Идеалы справедливости и равенства, согласно фашисткой идеологии – это признак декаданса и вырождения западной цивилизации. В обществе, как и в природе, существуют высшие и низшие группы, нации, расы. Борьба против такого «естественного» положения дел – «противоестественна». Более того, существующее «естественное» социальное неравенство должно быть политически «узаконено» с тем, что бы низшие расы, которые как некий «социальный балласт» заполняют имеющееся жизненное пространство, были бы планомерно уничтожены. Жить на этой земле достойна лишь новая раса «сверхчеловеков», генетический фонд для которой, согласно доктрине гитлеризма, могут представить лишь арийцы. Разные социальные группы должны смириться и согласиться с существующим разделением общественного труда: рабочие – работать, капиталисты – управлять производством, а государство элиминировать любые протестные отношения между ними и руководить их объединительным процессом в «единую нацию», в которой, как это утверждается, помимо прочего, и в консервативной идеологии, основными ценностями являются традиция, семья и сильное государство.
При осуществлении такой политики фашизм опирался на так называемый средний класс, к которому постоянно апеллируют и все капиталистические идеологии, включая и социал-демократическую. В те времена этот средний класс был в основном представлен так называемыми «городскими лавочниками» и «рабочей аристократией». Фашизм опирался так же и на разного рода деклассированные элементы. Социальная опора социализма – рабочий класс в союзе с кооперированным крестьянством. Разные же слои мелкой  буржуазии, как правило, балансируют между этими двумя полюсами, периодически примыкая к тем, кто на данный момент сильнее.
КУЛЬТУРА. Фашизм рассматривал культуру и культурное наследие сквозь призму эмоций и мистики. Религия, наука, искусство в фашистской Германии были перегружены философией и психологией милитаризма и нацизма. Ритуалы, реликвии, символы – всё это создавало мистический механизм управления массовым сознанием людей. Не надо думать, надо чувствовать. Социальная жизнь – это результата триумфа воли фюрера. В культуре должен утверждаться культ сильной и элитарной личности, культ античного физического совершенства. Такой личности сама природа предоставляет право на господство. Свобода и личная независимость – это привилегия избранных «небожителей», это идеология  «сверхчеловеков».
Социализм – это философия человека труда, человека – труженика. Мощь этого  «земного» человека заключена в его реальной «человечности» и в творческом созидательном труде. Социалистический взгляд на культуру опирается на принципы рациональности, народности и интернационализма.
Обобщая можно сказать, что единственная последовательно антифашистская идеология на сегодняшний день – это социалистическая и коммунистическая идеологии как целостная система.
В экономическом, политическом и культурном фашизме (прежде всего в Германии) было немало на первый взгляд психологически привлекательных моментов для рядового замученного социальными невзгодами обывателя того времени. И прежде всего это относится к антибуржуазной, антикоммунистической и антисемитской риторике и действиям фашизма.
Человек всегда склонен искать и находить «крайних», которые виноваты в его плохой жизни. И когда эти «крайние» конкретно указаны человек чувствует себя более «умным и счастливым». Список «крайних» в разных исторических условиях может меняться, но «обвинительная методология», нацеленная на их поиск, остаётся, увы, без изменений.
Всё это сегодня и определяет «ползучий» процесс фашизации некоторых европейских государств. Каким образом он происходит:
Можно выделить несколько этапов или критериев этого процесса:
– Ограничение под разными предлогами буржуазно-демократичнских свобод и демократии (прежде всего социальных прав, свободы слова и собраний, введение различных избирательных квот и т.т.).
– политическое, юридическое и административное давление на левые партии, независимые профсоюзы, средства массовой информации, правозащитные, национальные, религиозные, молодёжные и иные общественные организации вплоть до запрещения их деятельности.
– правовое и реальное закрепление верховенства исполнительной власти перед законодательной и судебной, выведение всех властных структур из сферы общественного контроля, политизация правоохранительных органов.
– создание, поддержка и объединение в единую корпоративную систему лояльных режиму партий, профсоюзов и монополий крупного национального и иностранного капитала и оформление чёткого разделение общественного труда между ними.
-активизация в разных формах деятельности и проявлений правоэкстремистских организаций и тенденций при их негласной поддержке со стороны властных структур.
– милитаризация, нацизация и  огосударствление всей общественной и частной жизни, периодические ксенофобские и антикоммунистические компании в средствах массовой информации по разоблачению «врагов  государства»
– формирование культа некоего «спасителя нации и отечества» в информационной среде и в массовом сознании.
Таким образом, суть фашизма -это не только и не столько его людоедские действия и геноцид по отношению к целым народам. Последнее – это уже последствия самоутверждения фашизма в государственной жизни общества. Суть фашизма – это грубое или рафинированное разделение людей на высшие и низшие социальные группы и волевое господство «сверхчеловека», его правовое и силовое доминирование в реальной жизни.
Современный фашизм приходит незаметно, шаг за шагом. И именно потому, что он является продолжением и завершением уже существующей на сегодняшний день социальной реальности, а не её началом.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Интересные статьи с сайта "Война и мир".

Продолжаю тут свою цугунерную ветку Интересные статьи с сайта "Война и мир". Прошлая почила в бозе - увы и ах.   Правда, в таком формате придется публиковать новые сообщения  - и просто ставить тэг  #Интересные статьи с сайта "Война и мир". Наверное, так и буду делать.. Бо gy65, Дворник и ТорСат c ЦУГа сильно шото пережывали за неё..  )) Ветка представляет собой копипасты с сайта Натальи Лаваль "Война и мир", которые мне показалися интересными и достойными к прочтению-обсуждению..    

Про битки (криптож*довское..)

- Алло! Изя, шалом. У тебя есть биткойн? - Азохен вей! Я похож, по-твоему, на мишинигера? Всякие поцы пусть скупают эти единички и нолики на своих гойских криптопривозах. А мы, таки, исповедуем вечные ценности - бивалютная корзина и драгмет. Иногда в изделиях, но культурно. - А шо тогда все шумят за блокчейн? В СМИ безостановочный гевалт. Мировые рынки...целые страны готовы перейти на крипту... - Моня, я ору с твоего стендапа и весь трамвай кивает. Ты мне шо втереть-то пытаешься? Мировой рынок с тобой щас время по телефону бесплатно тратит на экономическую бармицву, до которой тебе ещё Тору не один Шаббат читать! Ты слышал, кстати, новую шутку от этого гоя, которого посадили за то шо он нал культурно принять не умеет и ссорится с главным раввином? - Нет, не слышал. - Моня, присядь шобы очень смеяться. Этот гой прямо в лоб журналистке и заявил: "...Мы живём в глобальном мире. У экономики и финансов нет национальностей и границ....технологии заменят банковскую систему и